Медовый, яблочный и ореховый Спас: традиции и обычаи праздников
Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас… Многие знают об этих праздниках, но давайте вместе разберемся в происхождении, традициях и суевериях этих августовских праздников, называемых Спасами.
Слово «Спас» произошло от слова «Спаситель». Спаситель или Господь создал все живое и неживое. Именно поэтому в праздниках акцент нужно делать не на освящении меда, орехов и фруктов, а на том, что праздники посвящены Богу, Тому, кто все это нам дал.
Первый Спас – Медовый. В Церкви в этот день празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста, а также Начало Успенского поста.
Какого числа Медовый Спас? 14 августа.
Благочестивая традиция: освящать мед.
Суеверия: Нужно обязательно в этот день освятить мед, который будет обладать целительной силой. Если же 14 августа не будет меда на столе, то не будет счастья и богатства в доме.
История праздника: Страшные эпидемии были каждый год в Константинополе в августе. В IX веке было решено вынести из царских покоев величайшую святыню во избежание очередной эпидемии. В Софийском соборе Константинополя для поклонения установили часть Животворящего Креста, найденного на горе Голгофа, где распяли Христа. Начали совершать молебны, освящать воду, после чего страшная эпидемия прекратилась. Но ежегодная традиция с выносом Голгофского Креста и освящения воды осталась.
Также 14 августа начинается Успенский пост. Предки наши надеялись больше на Бога, а не на себя - перед любым делом в течение дня молились Ему, уповали на Его милость. Потому в храм приносили все самое лучшее в признательность за Божьи дары. Раз в храме освящалась вода, то стали освящать и мед с пасеки, который к этому времени поспевал. Так и появилось это необычное народное название праздника с его благочестивыми традициями. Ну а суеверия…Им не место в церковной жизни.
Второй Спас - Яблочный. В Церкви в этот день празднуют Преображение Господне.
Какого числа Яблочный Спас? 19 августа.
Благочестивая традиция: освящать новый урожай – яблоки, виноград, груши и пр.
Суеверия: Женщине непременно нужно съесть яблоко в этот день, т.к. оно «молодильное», также ей простятся все грехи. Ни в коем случае нельзя вкушать яблоки нового урожая после Пасхи и до Яблочного Спаса.
История праздника: 19 августа Церковь вспоминает событие из Евангелия, когда Христос явился трем своим ученикам на горе Фавор в необычном свете, приоткрыв Свою Божественную Сущность. Этот свет преподобный Григорий Палама назвал «нетварным». Это свет также символизирует преображение человека, который решил следовать за Христом.
Традиция освящать плоды пришла к нам из Греции, где освящали виноград нового урожая. Наши предки заменили виноград на яблоки, а сам праздник в народе стал называться «Яблочным Спасом». Интересно, что в читаемых молитвах благословляется человек, приносящий плоды, а не сами фрукты и овощи.
Вернувшись к суевериям, можно убедиться, что духовное преображение, к которому мы все должны стремиться, заключается не в поедании «молодильных» яблок, а искреннем покаянии в таинстве исповеди и Причастии Святых Христовых Тайн.
Запрет на вкушение яблок нового урожая также имеет свою благочестивую традицию. Православные молятся перед каждым новым делом, а также перед едой. Так как яблоки нового урожая еще не освящены, то и вкушать их пока нельзя согласно православной традиции. А вот прошлогодние яблоки есть не запрещено, т.к. они уже освящены молитвой.
Третий Спас - Ореховый, или Спас на холсте. В Церкви в этот день празднуют Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотоворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.
Какого числа Ореховый Спас? 29 августа.
Благочестивая традиция: освящать орехи.
Суеверия: Начиная с 29 августа «разрешается» собирать орехи и продавать холсты.
История праздника: После окончания Успенского поста в Церкви празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотоворного Образа Спасителя. Образ называется Нерукотворным потому, что был отпечатан на плате (убрусе), когда Иисус Христос вытер им Свое Лицо. Прикоснувшись к этому плату, получил исцеление от проказы правитель Сирии Авгарь. Император Константин Багрянородный выкупил у правителя Едессы Нерукотворный Образ, который 6 августа 944 г. (ст.стиль) доставили в Константинополь с великими почестями.
Наша православная традиция и русская культура уникальны, где христианская вера тесно переплетена с народными традициями и обычаями. Будем помнить и чтить эти традиции, не ставя их впереди глубинных христианских основ!
Слово «Спас» произошло от слова «Спаситель». Спаситель или Господь создал все живое и неживое. Именно поэтому в праздниках акцент нужно делать не на освящении меда, орехов и фруктов, а на том, что праздники посвящены Богу, Тому, кто все это нам дал.
Первый Спас – Медовый. В Церкви в этот день празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста, а также Начало Успенского поста.
Какого числа Медовый Спас? 14 августа.
Благочестивая традиция: освящать мед.
Суеверия: Нужно обязательно в этот день освятить мед, который будет обладать целительной силой. Если же 14 августа не будет меда на столе, то не будет счастья и богатства в доме.
История праздника: Страшные эпидемии были каждый год в Константинополе в августе. В IX веке было решено вынести из царских покоев величайшую святыню во избежание очередной эпидемии. В Софийском соборе Константинополя для поклонения установили часть Животворящего Креста, найденного на горе Голгофа, где распяли Христа. Начали совершать молебны, освящать воду, после чего страшная эпидемия прекратилась. Но ежегодная традиция с выносом Голгофского Креста и освящения воды осталась.
Также 14 августа начинается Успенский пост. Предки наши надеялись больше на Бога, а не на себя - перед любым делом в течение дня молились Ему, уповали на Его милость. Потому в храм приносили все самое лучшее в признательность за Божьи дары. Раз в храме освящалась вода, то стали освящать и мед с пасеки, который к этому времени поспевал. Так и появилось это необычное народное название праздника с его благочестивыми традициями. Ну а суеверия…Им не место в церковной жизни.
Второй Спас - Яблочный. В Церкви в этот день празднуют Преображение Господне.
Какого числа Яблочный Спас? 19 августа.
Благочестивая традиция: освящать новый урожай – яблоки, виноград, груши и пр.
Суеверия: Женщине непременно нужно съесть яблоко в этот день, т.к. оно «молодильное», также ей простятся все грехи. Ни в коем случае нельзя вкушать яблоки нового урожая после Пасхи и до Яблочного Спаса.
История праздника: 19 августа Церковь вспоминает событие из Евангелия, когда Христос явился трем своим ученикам на горе Фавор в необычном свете, приоткрыв Свою Божественную Сущность. Этот свет преподобный Григорий Палама назвал «нетварным». Это свет также символизирует преображение человека, который решил следовать за Христом.
Традиция освящать плоды пришла к нам из Греции, где освящали виноград нового урожая. Наши предки заменили виноград на яблоки, а сам праздник в народе стал называться «Яблочным Спасом». Интересно, что в читаемых молитвах благословляется человек, приносящий плоды, а не сами фрукты и овощи.
Вернувшись к суевериям, можно убедиться, что духовное преображение, к которому мы все должны стремиться, заключается не в поедании «молодильных» яблок, а искреннем покаянии в таинстве исповеди и Причастии Святых Христовых Тайн.
Запрет на вкушение яблок нового урожая также имеет свою благочестивую традицию. Православные молятся перед каждым новым делом, а также перед едой. Так как яблоки нового урожая еще не освящены, то и вкушать их пока нельзя согласно православной традиции. А вот прошлогодние яблоки есть не запрещено, т.к. они уже освящены молитвой.
Третий Спас - Ореховый, или Спас на холсте. В Церкви в этот день празднуют Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотоворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.
Какого числа Ореховый Спас? 29 августа.
Благочестивая традиция: освящать орехи.
Суеверия: Начиная с 29 августа «разрешается» собирать орехи и продавать холсты.
История праздника: После окончания Успенского поста в Церкви празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотоворного Образа Спасителя. Образ называется Нерукотворным потому, что был отпечатан на плате (убрусе), когда Иисус Христос вытер им Свое Лицо. Прикоснувшись к этому плату, получил исцеление от проказы правитель Сирии Авгарь. Император Константин Багрянородный выкупил у правителя Едессы Нерукотворный Образ, который 6 августа 944 г. (ст.стиль) доставили в Константинополь с великими почестями.
Наша православная традиция и русская культура уникальны, где христианская вера тесно переплетена с народными традициями и обычаями. Будем помнить и чтить эти традиции, не ставя их впереди глубинных христианских основ!