10 ТЕЗИСОВ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИКОНАХ
В данной статье приведены 10 главных тезисов об иконах.
1. Молятся не образу, а первообразу.
Икона, конечно, это предмет, но предмет священный! Молитвенное воздыхание и почитание воздается не доске с краской, а тому, кто на ней изображен. Поэтому при небрежном отношении к иконе оскорбляется не живопись, а первообраз.
2. Не верно, если невидимый Бог изображается на иконах.
В некоторых православных храмах можно встретить изображение Бога-Отца. Но такие изображения не соответствуют православному иконописному канону и являются влиянием западной религиозной живописи на нашу культуру, начиная с петровского времени. Согласно православному вероучению, изображаться может только то, что было явлено видимым образом. В ветхозаветные времена было запрещено изображать Бога, так как Его никто никогда не видел. Но затем через тайну Боговоплощения на землю пришел Мессия, Иисус Христос. Бог воплотился в человеческой природе, после чего и стали изображать «виденную плоть Бога», а затем уже и Пресвятую Богородицу и многочисленных святых Православной Церкви.
3. Почитание икон не является идолопоклонством и не противоречит заповеди Моисея «Не сотвори себе кумира».Дело в том, что древним людям было свойственно обожествлять и возводить в культ животных или природные явления. Христиане же верят в истинного Бога. Важным аргументом в защиту иконопочитания служит предание о Нерукотворным Образе Иисуса Христа, когда Господь отер Свое Лицо о плат и на нем запечатлился Его Божественный Лик. Он велел передать этот плат с Нерукотворным Образом больному князю Авгару, получившему от него исцеление.
4. Иконы пишутся согласно церковным канонам.
Канон – это свод определенных правил, принятых на Вселенских Соборах и остающимися неизменными на протяжении столетий (например, обратная перспектива. Примером иконописного канона может служить то, что если на иконе изображено несколько событий, то все они изображаются одновременно, обратная перспектива и др. Таким образом, иконы могут отличаться по стилю, некоторым художественным приемам, но каждая из них написана неотступно каноническому правилу.
5. Чины святости изображаются согласно определенным правилам.
К примеру, мученики изображаются непременно с крестом в руках, пророки со свитками в руках, преподобные – в монашеском облачении и часто с духовным наставлением, блаженные - в той одежде, в которой они ходили по улицам (например, икона Ксении Петербургской).
6. Икона не претендует на портретное сходство, это не портрет в прямом смысле этого слова.
Мы не знаем доподлинно как выглядели древние подвижники или ветхозаветные пророки, но мы можем судить о святых XX века, прижизненные фотографии которых дошли до наших дней. При сравнении фотографии и иконы святого мы видим, что иконописец оставляет лишь какие-то характерные черты человека, чтобы тот был узнаваем, но черты эти он делает благородными, потому как перед нами преображенная плоть, обОженная. (Именно поэтому канонически правильно изображать, например, блаженную Матрону Московскую с открытыми глазами, хотя святая была от рождения слепой).
Фотография (слева) и икона (справа) преподобного Серафима Вырицкого.
7. Икона – неотъемлемая часть богослужения, она Литургична по своей природе.
Каждой иконе соответствует тот или иной двунадесятый праздник (например, Рождество, Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы, Сретение Господне и др.) или день памяти святых. Именно поэтому она становится как бы «участником» богослужения.
8. Икона несет в себе нравственное учение Церкви.
Например, икона Святой Троицы символична своим духовным единством, к которому призваны все члены Церкви. А икона «Успение Пресвятой Богородицы» напоминает нам о том, что смерть – это не конец, а лишь переход из земной жизни в жизнь вечную.
9. Существуют чудотворные иконы.
Чудотворными называют иконы, которые признаны Церковью, как источники чудес самого разного характера (Казанская, владимирская иконы Божией Матери, икона Богородицы “Семистрельная” и многие другие). От чудотворных икон при молитвенном обращении к ним зафиксированы чудеса исцеления, помощь в трудных жизненных ситуациях, помощи по молитвам к ним в трудных жизненных ситуациях, они явным образом помогли в сражениях, когда на кону стояло существование государственности, либо во времена эпидемий.
Но на самом деле, любая икона является чудотворной, если молиться искренне, имея крепкую веру.
10. Икона не является декоративным элементом интерьера.
Иконы водружают на стены, чтобы перед ними молиться, они имеют четкое прикладное значение, но при этом не выполняют функцию «украшательства» так как не являются картинами. В иконе языком линий и красок выражено учение Церкви о вере, о любви к человеку, о жертвенности, о призывании к святости, она сама является образно воплощенной молитвой, и что самое удивительное – понимается через молитву. Вот такое «богословие в красках»!
Но на самом деле, любая икона является чудотворной, если молиться искренне, имея крепкую веру.
10. Икона не является декоративным элементом интерьера.
Иконы водружают на стены, чтобы перед ними молиться, они имеют четкое прикладное значение, но при этом не выполняют функцию «украшательства» так как не являются картинами. В иконе языком линий и красок выражено учение Церкви о вере, о любви к человеку, о жертвенности, о призывании к святости, она сама является образно воплощенной молитвой, и что самое удивительное – понимается через молитву. Вот такое «богословие в красках»!
Товары
Все
2
Иконы
2